Из интервью Исполнительного директора TELS GLOBAL Олега Германовича агентству РБК.
Каким был 2022 год?
2022 год снова резко изменил правила игры для абсолютного большинства участников международной деятельности и потребовал от нашей компании корректировок в текущей работе и планировании. Уже после первых пакетов санкций в отношении России спрос и грузовой объем импорта ЕС-РФ упал примерно на 40% и продолжил сокращаться. В разрезе отраслей за март-октябрь 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, по данным наших аналитиков, объем грузов на этом направлении снизился:
- химическая промышленность – 58%;
- продукты питания – 27%;
- напитки, соки, воды – 29%;
- электроника и бытовая техника – 64%;
- FMCG – 33%;
- стройматериалы – 53%;
- целлюлозно-бумажная – 74%;
- металлургия – 64%;
- с/х продукция – 49%;
- автопром – 84%;
- деревообработка – 64%.
В экспортном направлении из РФ в ЕС самое большое сокращение грузов в физическом объеме произошло в следующих отраслях:
- деревообработка – 58%;
- химическая промышленность – 27%;
- металлургия – 29%;
- стройматериалы – 64%.
За 8 месяцев после начала боевых действий импорт из ЕС в РФ в физическом выражении сократился на 54%, экспорт – на 64% в годовой динамике.
От наших клиентов количество транспортных заказов во втором квартале сократилось примерно на треть, восстановительный рост спроса начался c середины третьего квартала и ускорился в четвертом. По итогам 2022 года общий объем перевозок компании по сравнению с 2021 годом снизился на 20%, при этом выручка сократилась на 11%.
Динамика показателей компании в 2023 году, драйверы развития
За первое полугодие 2023 года выручка компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 2% при снижении объема грузоперевозок на 20%. Из-за санкций усложнилась логистика не только между Европой и РФ, но и Европы со странами, транспортное сообщение с которыми обычно осуществлялось транзитом через РФ. Например, часть грузов в Казахстан теперь идет через Турцию, Азербайджан, Каспийское море, что намного сложнее и дороже.
Дополнительные перспективы для логистических операторов создает развитие торговли в южном и восточном направлениях. Значительно увеличились и продолжают расти объемы наших услуг на направлениях Китай, Турция, Казахстан и других стран Закавказья, Средней и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
В связи с ростом спроса от наших заказчиков на перевозки внутри России объем услуг в этом сегменте с августа прошлого года к августу текущего вырос в 2,5 раза.
Перспективы отрасли грузоперевозок в ближайшие 1–2 года
Начиная с 2020 года любой прогноз можно завершать словами: «но это не точно». Пока в базовом прогнозе от наших аналитиков на ближайшие два года:
- дальнейшее сокращение потенциала рынка ЕС-РФ не только по политическим, но и по экономическим причинам;
- быстрое развитие рынков перевозок в южном и юго-восточном направлениях, прежде всего, Китай, Турция, Казахстан, Узбекистан, Иран и другие страны;
- относительно уверенно развивается рынок России, но тут есть и тревожные моменты: рынок сейчас перегрет госзаказами, платежеспособность населения выросла в значительной степени за счет бюджетных вливаний, и как это дальше отразится на экономике – трудно сказать.
Мы будем активно развивать свое присутствие на перечисленных выше перспективных рынках. Уже открыли новый офис в Казахстане.